Фабрика по сжижению газа на самом большом корабле в мире

Развитие нефтегазовой промышленности открывает новые технологии во многих отраслях, которые с первого взгляда могут казаться далекими от переработки газа и разработки месторождений. Например, кораблестроение. Привычная роль морского судна для производственных предприятий - это транспортировка ресурсов, однако на данный момент именно разработка нового класса кораблей позволила создать условия для добычи газа без строительства стационарного завода.

Новый класс кораблей - это плавучий завод по производству сжиженного природного газа "Прелюд" (Prelude FLNG). Самый большой плавучий объект в мире на данный момент.

Плавучий завод Prelude FLNG

Длина судна составляет 488 м, ширина - 74 м, высота - 105 м. Водоизмещение при полной загрузке достигает 600 000 тонн, что в 6 раз превышает подобный показатель самого большого авианосца. Экипаж судна - 240 человек.

Идея масштабного проекта принадлежит датской компании Royal Dutch Shell, которая отдала право строительства южнокорейской машиностроительной компании Samsung Heavy Industries. Представители компании Royal Dutch Shell утверждают, что строительство идет в соответствии с утвержденным графиком - это означает, что производство будет начато в 2018 году.

Какая цель строительства плавучего завода по сжижению газа?

Плавучая фабрика по сжижению газа Прелюд

Портом приписки судна является город Фримантл, расположенный на западном побережье Австралии. В 450 км от города находится газовое месторождение Броуз, запасы которого оцениваются показателем более 3,9 трлн м3. Основная трудность разработки месторождения состоит в официальном запрете на строительство наземного завода по переработке газа, что связано с экологическими ограничениями.

Запреты такого типа закрывают возможность добычи газа в ситуациях, если залежи находятся вдали от береговой линии и, в частности, если прокладка трубопроводов является экономически нецелесообразной. В таком случае плавучие заводы являются хорошей альтернативой стационарному строительству. Внутреннее оснащение корабля позволяет осуществлять как подготовку и сжижение добытого объема газа, так и обеспечивать его хранение и отгрузку.

Производительность плавучей фабрики "Прелюд" в год может полностью удовлетворить годовую потребность некоторых стран и составляет 5,3 млн тонн, а именно:

  • сжиженный природный газ - 3,6 млн тонн;
  • стабильный газовый конденсат - 1,3 млн тонн;
  • сжиженный углеводородный газ - 0,4 млн тонн.

Хранилища судна рассчитаны на хранение рабочего продукта в объеме 436 тыс. м3, из которых:

  • сжиженного природного газа - 220 тыс. м3;
  • стабильного газового конденсата - 126 тыс. м3;
  • сжиженного углеводородного газа - 90 тыс. м3.

Одним из преимуществ корабля как завода по переработке газа является мобильность. После окончания работ по разработке месторождения завод может быть перемещен на новое местоположение вместе со всеми сооружениями и оборудованием без потери эффективности. Предполагаемый срок службы судна "Прелюд" около побережья Австралии составляет 25 лет.

Особенности конструкции корабля-завода по добыче газа

Плавучий завод на пути к Австралии

Высокая производительность требует высокой прочности конструкции, которая первоначально моделировалась с помощью компьютерной симуляции. Симуляция позволила рассчитать техническую возможность спустить на воду сверхкрупное судно - суммарная масса корпуса достигает 260 тыс. тонн. Расчет каждого движения должен был быть максимально верным.

Prelude FNLG возводили в сухих доках, изготавливая корпус путем сваривания сегментов. Форма подводной части, а также форма бортов выбрана с учетом противостояния волнам максимальной высоты, возможной в выбранной части Австралии. Швартовочная система обеспечивает фиксацию корабля на месте и, при этом, оставляет возможность аккуратного маневрирования и разворота судна при сильных циклонах со скоростью ветра более 70 м/с.

Плавучая фабрика для переработки сжиженного газа "Прелюд" не оснащена двигателями, поэтому для маневрирования судна используется три водомета с мощностью 6700 л.с.

Prelude FNLG как ступень к развитию нового класса кораблей

Самый большой плавучий объект в мире - Prelude FLNG

Плавучий завод по добыче, переработке и хранению полезных ископаемых имеет действительно большой потенциал для нефтегазовой и нефтехимической промышленности. Мобильные платформы значительно превосходят наземные в вопросе экономической целесообразности строительства при разработке удаленных от берега месторождений.

Предположение представителей компании Royal Dutch Shell в том, что "Прелюд" будет не единственным судном в своем классе и по завершении строительства, возможно, это направление будет развиваться и дальше. При этом, длина судна в 488 метров может быть не пределом.

Все фотографии, используемые при публикации статьи, были взяты с официального YouTube-канала компании Shell. Ознакомиться с полным видео можно здесь.